к оглавлению
Статьи — Аниме как визуальное медийное искусство
Глава 2. Практический и теоретический аспекты современной японской анимации
2.2. Теория аниме и отаку-культуры

2.2.3. «База данных»

Хироки Адзума (род. 1971) — современный японский критик, писатель, философ — берёт за отправную точку идеи западных постмодернистов, такие как крах «великого нарратива» Лиотара, симулякр Бодрийяра, ризома Делёза и Гваттари. Проделав в своих рассуждениях путь от человека как «политического животного» у Аристотеля и через «постисторического человека-животное» у Александра Кожева, Адзума приходит к концепции человека как «животного базы данных» (здесь же можно вспомнить о «символическом животном» Кассирера). Лишившись в современном глобальном информационном мире необходимого разделения на политическое и неполитическое, современный человек, по мнению Адзумы, восполняет этот недостаток, коллективно создавая новую виртуальную надстройку-полис из гигантской «базы данных» культурных артефактов3; наиболее характерный и явный (хотя отнюдь не единственный) пример такого поведения — отаку. Адзума видит «базу данных» в основе всей отаку-культуры; из «базы данных» возможно выбирать определённые наиболее привлекательные черты и каждый раз по-иному их перекомбинировать — это особая модель видения мира, «великий ненарратив» (см. [Azuma]).

Адзума писал о «животных баз данных» за несколько лет до того, как его «базы данных» стали реальностью в виде общедоступных, наполняемых отаку-сообществом сетевых баз данных по иллюстрациям аниме-персонажей. Разумеется, системы типажей строились и раньше (например, таблица театральных амплуа Мейерхольда, Бебутова и Аксёнова4), но не настолько легкодоступные, наглядные, обширные и находящиеся в глубокой связи с базами данных для самих аниме, манги, персонажей и т.п.

3 Hiroki Azuma: Not Political, but Database Animals // [Видеохостинг YouTube]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ri2RUdV6Eaw (дата обращения: 17.11.2017).
4 Мейерхольд В.Э., Бебутов В.М., Аксёнов И.А. Амплуа актера. М.: ГВЫРМ, 1922. С. 5—13.

следующая страница: 2.2.4. «Аниме-машина»

предыдущая страница: 2.2.2. «Потребление нарратива»

Текст статьи: © Константин Крыловский, 2017.
Права на опубликованные изображения принадлежит их авторам или законным владельцам.
Изображения публикуются в целях исследования и обучения.

оглавление фильмография список источников и литературы глоссарий копирайт

Пожалуйста, не перекопируйте текст статьи. Если вы хотите поделиться информацией, поставьте ссылку на страницу:
http://www.ideaura.com/anime_art/database_animals_by_hiroki_azuma.php