к оглавлению
Статьи — Аниме как визуальное медийное искусство

Глоссарий

Аниме (от animation) — японская анимация (что обычно понимается как «анимация, разработанная в Японии»); в основном выпускается в виде транслируемых еженедельно телесериалов и полнометражных фильмов для кинотеатров, а затем в нескольких «томах» на DVD- и BD-дисках. Обладает крайне высоким жанровым разнообразием и охватывает по возрасту и полу практически все возможные аудитории.

Аниме-машина (anime machine, animetic machine) — термин, вводимый Томасом Ламарром для объяснения ситуации, при которой технология производства аниметического изображения оказывает влияние на способ мышления и, следовательно, на продукцию, не являющуюся анимацией.

Аниметическое изображение — изображение, противопоставляемое кинематографическому; формируется расположением меняющихся плоских изображений на нескольких движущихся друг относительно друга слоях-плоскостях (см. Аниме-машина).

Аудиодрама (тж. CD-драма) — постановка с персонажами аниме, ранобэ и т.п., разыгрываемая сэйю и выпускаемая в аудиоформате.

База данных (database) — термин, вводимый Хироки Адзумой для описания всей совокупности черт персонажей и миров, из которой возможно вынимать отдельные черты для последующей перекомбинации с другими.

Взорванное видение (exploded view) — термин, вводимый Томасом Ламарром для объяснения схематического способа видения, в котором единая точка зрения заменяется множеством разнонаправленных взглядов.

Визуальная новелла (visual novel, VN) — тип компьютерных видеоигр, в которых преимущественно нелинейная история рассказывается с помощью меняющегося текста и меняющихся изображений персонажей и фонов.

Дорама (от television drama) — телесериал с живыми актёрами.

Дэнпа — «электромагнитные волны», которые могут слышать люди со странностями; выступает как характеристика чего-либо, значительно отступающего от нормы и потому вызывающего тревожные чувства.

Животное баз данных (database animal) — термин, вводимый Хироки Адзумой для обозначения нового типа человека, который воспринимает мир в соответствии с принципом «базы данных» (см. База данных).

Идол (от idol) — японский аналог «поп-звезды» (с особой спецификой).

Кавайный — умилительный; русскоязычное сленговое словообразование от «каваий» («милый»).

Косплей (от costume play) — практика переодевания в героя манги, аниме, игры и т.п. и отыгрывания его роли.

Манга — японские комиксы; обычно публикуются в журналах отдельными главами, а затем выпускаются в виде томов-сборников. Обладают крайне высоким жанровым разнообразием и охватывают по возрасту и полу практически все возможные аудитории.

Махо-сёдзё — «девочка-волшебница»; жанр, в котором маленькие девочки или молодые девушки (обычно в милых женственных костюмах, с волшебным предметом-оружием и с существом-фамильяром) борются со злом с помощью магии.

Меха (от mecha…) — жанровое направление, работающее с пилотируемыми человеком роботами (обычно человекоподобными) в научно-фантастическом ключе.

Меха мусумэ — поджанр, в котором на уровне сюжета и особенно на уровне тела персонажа объединяются направления о пилотируемых роботах (см. Меха) и милых девушках (см. Моэ).

Моэ — чувство восхищения милой, симпатичной, молодой девушкой, или характеристика персонажа, вызывающего такое чувство; используется и как характеристика произведения, в котором преобладают подобные персонажи, и как характеристика целиком периода развития отаку-культуры, в котором преобладают подобные произведения.

Няшный — умилительный; русскоязычное сленговое словообразование от «ня» («мяу»).

Опенинг (opening, OP) — музыкальная видеозаставка с титрами, открывающая эпизод телесериала.

Отаку — обычно: преданный потребитель и знаток манги, аниме, ранобэ и т.п.; точные критерии, позволяющие провести границу между «отаку» и «не отаку», находятся в состоянии постоянного пересмотра и уточнения как в пределах отаку-сообщества, так и в академическом дискурсе.

Отаку-культура (тж. аниме-культура) — совокупность практик отаку, которые формируются вокруг производства и потребления одновременно профессиональных и любительских манги, аниме, ранобэ, видеоигр и т.п.

Постъядерное возвышенное — термин, вводимый Такаси Мураками для определения тенденции в современном японском искусстве трактовать «возвышенное» в контексте поражения во Второй мировой войне.

Потребление нарратива (narrative consumption) — термин, вводимый Эйдзи Оцукой для объяснения трансмедийного характера отаку-культуры, в которой единый вымышленный мир с определёнными законами намеренно дробится на множество частных проявлений в различных медиа — манге, аниме, ранобэ и т.п. — и потребление конкретного продукта выступает лишь как потребление меньшей части большего нарратива.

Ранобэ (light novel, LN) — лёгкая новелла; обычно характеризуется меньшим объёмом, более простым текстом, фантастическим сюжетом и наличием иллюстраций в манга-стилистике.

Стилема (styleme) — термин, вводимый Умберто Эко для определения отдельного элемента конкретного стиля, который возможно заимствовать и встраивать в иные работы.

Суперплоское (superflat) — термин, вводимый Такаси Мураками как характеристика японского искусства, в котором преобладают лишённые перспективы изображения, и как характеристика общества, в котором «уплощены» различия между «высоким» и «низким».

Сэйю — актриса (или актёр) голоса, занимающаяся озвучиванием аниме, игр и т.п.

Тиби (тж. чиби) — тип значительной (часто временной) деформации пропорций персонажа, при котором высота головы сопоставима с высотой всего тела.

Токусацу — «спецэффекты»; жанр (преимущественно киножанр), в котором герои (преимущественно мужского пола) со сверхспособностями борются против различных угроз человечеству (гигантских монстров, инопланетян и т.п.)

Хикикомори — затворники, полностью обрывающие связи с реальным миром и прячущиеся в вымышленных мирах; часто находятся на иждивении у родственников.

Хэнсин — сцена магического или технологического перевоплощения героя в «боевое» обличье; часто встречается в жанрах про девочек-волшебниц (см. Махо-сёдзё) и супергероев (см. Токусацу).

Эндинг (ending, ED) — музыкальная видеозаставка с титрами, закрывающая эпизод телесериала.

AMV (anime music video) — создаваемые фанатами видеоклипы, в которых под музыку перемонтируются фрагменты одного или нескольких аниме. В отличие от MAD, ближе к обычным музыкальным видеоклипам.

MAD (тж. MAD movie) — создаваемые фанатами видеоклипы, в которых смешиваются и перерабатываются апроприированные видеофрагменты, музыка, звуки (часто из аниме). В отличие от AMV, преимущественно обладают экспериментальным характером.

предыдущая страница: Список источников и литературы

Текст статьи: © Константин Крыловский, 2017.
Права на опубликованные изображения принадлежит их авторам или законным владельцам.
Изображения публикуются в целях исследования и обучения.

оглавление фильмография список источников и литературы глоссарий копирайт

Пожалуйста, не перекопируйте текст статьи. Если вы хотите поделиться информацией, поставьте ссылку на страницу:
http://www.ideaura.com/anime_art/glossary.php