к оглавлению
Статьи — Аниме как театр

3.2. «Цикл историй» (часть 1)

Тождественность между действием в прямоугольнике анимационного кадра и постановкой, разыгрываемой людьми в реальном мире, студия Shaft подчёркивает уже более десяти лет. Иногда это явная съёмочная площадка со «случайно» попадающими в кадр камерами и осветительным оборудованием (рисунки 127, 128), иногда — некая полуоткрытая для зрителя конструкция (рисунки 129—133), а иногда вовсе демонстрация «записанного» материала (рисунок 134); происходящее очуждается, причём очуждается больше, чем в принципе к тому предрасполагает условное стилизованное анимированное изображение.

скриншот аниме Pani Poni Dash! Рисунок 127. Pani Poni Dash! Эпизод 21.
Gansis, Shaft, 2005
скриншот Tsukuyomi Рисунок 128. Tsukuyomi. Эпизод 20.
Shaft, 2004—2005
скриншот Tsukuyomi Рисунок 129. Tsukuyomi. Эпизод 14.
Shaft, 2004—2005
скриншот Mekakucity Actors Рисунок 130. Mekakucity Actors. Эпизод 11.
Shaft, 2014
скриншот аниме Monogatari Рисунок 131. Nekomonogatari (Shiro). Эпизод 3.
Shaft, 2013
скриншот аниме Monogatari Рисунок 132. Nisemonogatari. Эпизод 1.
Shaft, 2012
скриншот аниме Monogatari Рисунок 133. Owarimonogatari. Эпизод 5.
Shaft, 2015
скриншот аниме Monogatari Рисунок 134. Nisemonogatari. Эпизод 4.
Shaft, 2012

Цикл Monogotari («Истории» или «Рассказы») — изначально ранобэ («лёгкий роман») Нисио Исина и аниме-адаптация студии Shaft и Акиюки Симбо, рассказывающие о школьнике, который оказался превращён в вампира, и множестве потусторонних сущностей, нацелившихся на его друзей и родственников. Если стилистика «Унылого учителя» тяготела к визуальному богатству орнамента, то серия Monogotari, начавшаяся с Bakemonogatari («Истории монстров» или «Монстрассказы») и следующая концепции слова-бумажника в именовании своих книг, обращается к чётким границам векторной графики, цветовому контрасту и ещё более часто — к строгой фронтальной перспективе. Такая «сценография» студии Shaft своим пристрастием к чередующимся чётким формам, чистым цветам и выверенному расположению героев очень часто перекликается с современной театральной сценографией мастера световых ландшафтов Роберта Уилсона (рисунки 135—162).

скриншот аниме Monogatari Рисунок 135. Otorimonogatari. Эпизод 1.
Shaft, 2013
фото театральной постановки Der Freischutz Рисунок 136. Der Freischutz. Carl Maria von Weber,
Robert Wilson, 2009
скриншот аниме Monogatari Рисунок 137. Owarimonogatari. Эпизод 3.
Shaft, 2015
фото театральной постановки Johannespassion Рисунок 138. Johannespassion.
Robert Wilson, 2007
скриншот аниме Monogatari Рисунок 139. Kabukimonogatari. Эпизод 4.
Shaft, 2013
фото театральной постановки Macbeth Рисунок 140. Macbeth. Giuseppe Verdi,
Robert Wilson, 2012
скриншот аниме Monogatari Рисунок 141. Bakemonogatari. Эпизод 7.
Shaft, 2009
фото театральной постановки Rinocerii Рисунок 142. Rinocerii. Eugene Ionesco,
Robert Wilson, 2014
скриншот аниме Monogatari Рисунок 143. Koimonogatari. Эпизод 1.
Shaft, 2013
 
фото театральной постановки Zinnias: The Life of Clementine Hunter Рисунок 144. Zinnias: The Life of Clementine Hunter.
Robert Wilson, Toshi Reagon, Bernice Johnson Reagon,
Jacqueline Woodson, 2013
скриншот аниме Monogatari Рисунок 145. Owarimonogatari. Эпизод 7.
Shaft, 2015
фото театральной постановки Der Freischutz Рисунок 146. Der Freischutz. Carl Maria von Weber,
Robert Wilson, 2009
скриншот аниме Monogatari Рисунок 147. Onimonogatari. Эпизод 3.
Shaft, 2013
фото театральной постановки Leonce und Lena Рисунок 148. Leonce und Lena. Georg Buchner,
Robert Wilson, 2003
скриншот аниме Monogatari Рисунок 149. Nisemonogatari. Эпизод 7.
Shaft, 2012
фото театральной постановки Woyzeck Рисунок 150. Woyzeck. Tom Waits,
Kathleen Brennan, Robert Wilson, 2000
скриншот аниме Monogatari Рисунок 151. Koimonogatari. Эпизод 1.
Shaft, 2013
фото театральной постановки Сказки Пушкина Рисунок 152. Сказки Пушкина.
Александр Пушкин, Robert Wilson, 2015
скриншот аниме Monogatari Рисунок 153. Nisemonogatari. Эпизод 2.
Shaft, 2012
фото театральной постановки Zheng He 1433 Рисунок 154. Zheng He 1433. Ruo-Yu-Liu,
Robert Wilson, 2010
скриншот аниме Monogatari Рисунок 155. Onimonogatari. Эпизод 2.
Shaft, 2013
фото театральной постановки Shakespeare's Sonette Рисунок 156. Shakespeare's Sonette. Shakespeare,
Robert Wilson, 2009
скриншот аниме Monogatari Рисунок 157. Kabukimonogatari. Эпизод 4.
Shaft, 2013
фото театральной постановки Macbeth Рисунок 158. Macbeth. Giuseppe Verdi,
Robert Wilson, 2012
скриншот аниме Monogatari Рисунок 159. Onimonogatari. Эпизод 4.
Shaft, 2013
фото театральной постановки Pelleas et Melisande Рисунок 160. Pelleas et Melisande. Claude Debussy,
Robert Wilson, 1997
скриншот аниме Monogatari Рисунок 161. Bakemonogatari. Эпизод 6.
Shaft, 2009
фото театральной постановки L'Incoronazione di Poppea Рисунок 162. L'Incoronazione di Poppea.
Claudio Monteverdi, Robert Wilson, 2014

Подобная «сценография» в значительной мере была разработана именно здесь, во франшизе Monogatari, на основе разнообразных более ранних экспериментов с силуэтами контрастных цветов, однако теперь она не ограничивается только этой серией (рисунки 163—172).

скриншот Mekakucity Actors Рисунок 163. Mekakucity Actors. Эпизод 11.
Shaft, 2014
фото театральной постановки Il ritorno d'Ulisse in Patria Рисунок 164. Il ritorno d'Ulisse in Patria.
Claudio Monteverdi, Robert Wilson, 2011
скриншот Mekakucity Actors Рисунок 165. Mekakucity Actors. Эпизод 1.
Shaft, 2014
фото театральной постановки Les Negres Рисунок 166. Les Negres. Jean Genet,
Robert Wilson, 2014
скриншот Mekakucity Actors Рисунок 167. Mekakucity Actors. Эпизод 11.
Shaft, 2014
фото театральной постановки Shakespeare's Sonette Рисунок 168. Shakespeare's Sonette. Shakespeare,
Robert Wilson, 2009
скриншот Mekakucity Actors Рисунок 169. Mekakucity Actors. Эпизод 10.
Shaft, 2014
фото театральной постановки Faust Рисунок 170. Faust. Charles Gounod,
Robert Wilson, 2008
скриншот Mekakucity Actors Рисунок 171. Mekakucity Actors. Эпизод 3.
Shaft, 2014
фото театральной постановки Norma Рисунок 172. Norma. Vincenzo Bellini,
Robert Wilson, 2011

«Даже если режиссёр ещё до начала репетиций точно определил расстановку и перемещения актёров... — он обычно поддается искушению сохранить выбранное для первой сцены "пространство" и для всех остальных сцен, ибо с такой расстановкой связано, либо ему кажется, что связано, определённое режиссёрское решение... Поступая так, режиссёр... с самого начала получает застывшее, не гибкое сценическое пространство, которое уже не могут изменить никакие перемещения актёра по ходу игры... Хорошая сценическая площадка получает свое завершение в процессе игровых перемещений актёров», [Там же. С. 152] — пишет Брехт; мультипликация в силу специфики своего медиа способна работать со «сценой» даже более свободно, чем нуждающийся в реалистичности кинематограф, требующий в разы больше средств на спецэффекты, однако в студии Shaft к этой свободе подходят нестандартно. С одной стороны, создают ограниченное количество лаконичных сцен и планов, которые могут изменяться и сменять друг друга без логического обоснования, исключительно в эстетически-метафорических целях (рисунки 173—178: события фактически разворачиваются на одном и том же месте, без прерывания разговора); при подобном подходе можно и предоставить больше возможностей для действия «актёрам» (так, в нашем примере герои смогут манерно усаживаться на трон, лепить снеговиков, кататься на снежных шарах, играть в снежки и всячески позировать на декорациях). С другой — перенаправляют сэкономленные средства на чрезмерное анимирование персонажей в тех случаях, когда это произведёт больший эффект и придаст движению дополнительной пластичности.

скриншот аниме Monogatari Рисунок 173. Tsukimonogatari. Эпизод 2. Shaft, 2014
скриншот аниме Monogatari Рисунок 174. Tsukimonogatari. Эпизод 2. Shaft, 2014
скриншот аниме Monogatari Рисунок 175. Tsukimonogatari. Эпизод 2. Shaft, 2014
скриншот аниме Monogatari Рисунок 176. Tsukimonogatari. Эпизод 2. Shaft, 2014
скриншот аниме Monogatari Рисунок 177. Tsukimonogatari. Эпизод 2. Shaft, 2014
скриншот аниме Monogatari Рисунок 178. Tsukimonogatari. Эпизод 2. Shaft, 2014

Театральность в классическом понимании выражается в работе с готовыми сценами: так, события альтернативной временной ветви произойдут в том же месте и с теми же героями, но пространство изменится соответствующим образом (рисунки 179, 180); либо же события, обязанные разворачиваться в ограниченном пространстве продолжительное время, будут кардинальным образом менять «освещение» сцены вместе со сменой эмоциональной окраски ситуации (рисунки 181—184). Освещение также часто подчиняется не физическим законам, а эстетической необходимости (как в случае с тенью от солнца, за несколько секунд описывающего дневной полукруг только для одного значимого предмета).

скриншот аниме Monogatari Рисунок 179. Bakemonogatari. Эпизод 3. Shaft, 2009
скриншот аниме Monogatari Рисунок 180. Kabukimonogatari. Эпизод 4. Shaft, 2013
скриншот аниме Monogatari Рисунок 181. Owarimonogatari. Эпизод 1. Shaft, 2015
скриншот аниме Monogatari Рисунок 182. Owarimonogatari. Эпизод 1. Shaft, 2015
скриншот аниме Monogatari Рисунок 183. Owarimonogatari. Эпизод 1. Shaft, 2015
скриншот аниме Monogatari Рисунок 184. Owarimonogatari. Эпизод 1. Shaft, 2015

«Расстановка актёров — это один из элементов оформления сцены и, следовательно, главная задача строителя сцены», [Там же. С. 151] — пишет Брехт; продолжая ту же театральную линию, «строители сцены» в Monogatari произвольно перемещают «актёров» (и дополнительные декорации) по «сцене», будто марионеток (рисунки 185—188), решая эстетические задачи так, чтобы это придавало дополнительный нарративный вес.

скриншот аниме Monogatari Рисунок 185. Onimonogatari. Эпизод 2. Shaft, 2013
скриншот аниме Monogatari Рисунок 186. Onimonogatari. Эпизод 2. Shaft, 2013
скриншот аниме Monogatari Рисунок 187. Onimonogatari. Эпизод 3. Shaft, 2013
скриншот аниме Monogatari Рисунок 188. Onimonogatari. Эпизод 3. Shaft, 2013

следующая страница: 3.2. «Цикл историй» (часть 2)

предыдущая страница: 3.1. «Прощай, унылый учитель»

Текст статьи: © Константин Крыловский, 2015—2016.
Права на опубликованные изображения принадлежит их авторам или законным владельцам.
Изображения публикуются в целях исследования и обучения.

оглавление библиография и фильмография копирайт

Пожалуйста, не перекопируйте текст статьи. Если вы хотите поделиться информацией, поставьте ссылку на страницу:
http://www.ideaura.com/anime_theatre/bakemonogatari.php