Глава 2. Икухара Кунихико и «театр жестокости» Арто
Наша восприимчивость дошла до такой степени истощения, когда стало совершенно ясно, что нужен прежде всего театр, который нас разбудит: разбудит и наши нервы, и наше сердце... В переживаемый нами мучительный и катастрофический период мы вновь ощущаем настоятельную необходимость в театре, которого не обогнать событиям, оставляющим в нас глубокий след, — и, вместе тем, в театре, который возвышался бы над непрочностью времени... Единственное, что реально воздействует на человека, — это жестокость. Театр должен быть обновлён именно благодаря этой идее действия, доведенной до крайности и до своего логического предела... Вот почему мы намереваемся сосредоточить театральное действие вокруг знаменитых героев, ужасных преступлений, сверхчеловеческого самопожертвования.
Театр и его двойник. Антонен Арто
Среди множества японских анимационных произведений, созданных исключительно для того, чтобы дарить радость и умиротворять, существуют и такие, которые ставят своей целью «разбудить» зрителя. Один из наиболее примечательных режиссёров, перевоплотивший концепцию «театра жестокости» Арто в современном медиаформате, — Икухара Кунихико.
Подобно Арто и в отличие от авторов работ в жанре «гуро», явно демонстрирующих физическое проявление чрезвычайной жестокости, Икухара трактует «жестокость» на эмоциональном и даже метафизическом уровне. «Я употребляю слово "жестокость" в смысле жизненной жажды, космической суровости и неумолимой необходимости, в гностическом смысле жизненного водоворота, пожирающего сумерки, в смысле той муки, без неотвратимой неизбежности которой жизнь не могла бы осуществляться; к добру стремятся, оно выступает результатом какого-то действия, зло же постоянно», [13. С. 193] — пишет Арто; Икухара наделяет своих героев тяжёлым прошлым, заставляющим их не просто постоянно страдать, а в попытке вырваться из жёсткой хватки судьбы выбирать между преступлением и прощением, ненавистью и любовью, жизнью и самопожертвованием. Его сюжеты связаны не только с «популярной» социальной проблематикой — разрушение семьи, насилие над детьми, предательство — но неизменно обращаются к запретным темам, такими как инцест и однополая любовь; делается это, однако, не чтобы выставить экзотическое зрелище по более высокой цене, а чтобы показать зрителю картину, вынуждающую задумываться над правильностью «правильного» и над ошибочностью шаблонных предрассудков.
следующая страница: 2.1. «Юная революционерка Утэна»
предыдущая страница: 1.5. Театральное иносказание
Текст статьи: © Константин Крыловский, 2015—2016.
Права на опубликованные изображения принадлежит их авторам или законным владельцам.
Изображения публикуются в целях исследования и обучения.
оглавление библиография и фильмография
Пожалуйста, не перекопируйте текст статьи. Если вы хотите поделиться информацией, поставьте ссылку на страницу:
http://www.ideaura.com/anime_theatre/ikuhara_kunihiko_and_artauds_theatre_of_cruelty.php