к оглавлению
Статьи — «Искусство живописи» (Ян Вермеер)

Техника

Очевидный реализм изображённой Вермеером сцены — качество, к которому стремились голландские художники XVII-го века [13]: совершенная картина подобна зеркалу Природы, в котором появляются вещи, которых нет, и которое обманывает в достойной, приемлемой, развлекающей манере. Искусствоведы склоняются к тому, что Вермееру в достижении реализма помогала камера-обскура; об этом говорят расхождения в размерах, свойственные для работ такого рода [там же]. Отмечают, что на полотно сознательно перенесены и оптические эффекты, вызванные, в частности, расфокусировкой близко находившихся предметов: применение различных техник на различных планах (более мягкий и размытый передний, более абстрактный и резкий средний, более выписанный, со вниманием к свету и фактуре, задний) подчёркивало глубину пространства.

Артур Уилок придаёт особое значение этой технике. Он считает, что живопись Вермеера балансирует между описательной и иллюзионистской; использование камеры-обскуры, несмотря на реалистические тенденции, обосновывалось не стремлением идеально запечатлеть действительность, а желанием передать создаваемые эффекты на полотне. По его мнению, необычное для своего времени внимание Вермеера к человеческой психологии привело к подобному способу передачи «одновременно быстротечности и постоянства человеческой экзистенции» [15, с. 163].

Если для построения композиции и создания особых оптических эффектов Вермеер применял камеру-обскуру, то для работы с перспективой он использовал более простое приспособление. Под правой рукой Клио в слое краски заметно отверстие от булавки, являющееся точкой схода: к булавке Вермеер мог прикрепить покрытую мелом нить, чтобы та оставила след и затем можно было идеально передать перспективные искажения геометрических фигур (таких как мраморная плитка на полу, с отображением которой на ранних работах Вермеер имел затруднения [6, с. 69] — потому диагональная контрастная чёрно-белая плитка в перспективе в «Искусстве живописи» также служила и демонстрацией личных достижений); аналогичные отверстия можно найти на многих его полотнах [6, с. 67—68]. Точка схода, расположенная ощутимо левее центра полотна (сама линия горизонта находится немного ниже середины, что среди прочего естественно при использовании камеры-обскуры) продолжает движение взгляда зрителя, заданное стулом, занавесом и телом художника, и уводит в глубину, заставляя сфокусировать внимание на главном — модели. Анализ под микроскопом, инфракрасная фотография и рентгенография показали, что композиция была тщательно продумана заранее и изменения в неё по ходу работы не вносились [14].

следующая страница: Композиция

предыдущая страница: Фактическая информация

Текст статьи: © Константин Крыловский, 2016.
Права на опубликованные изображения принадлежит их авторам или законным владельцам.
Изображения публикуются в целях исследования и обучения.

оглавление библиография копирайт

Пожалуйста, не перекопируйте текст статьи. Если вы хотите поделиться информацией, поставьте ссылку на страницу:
http://www.ideaura.com/art_of_painting/.php