Заметки
все заметки

Ещё раз об Интернет-зависимости, или Интернет и мини-юбки

Письмо в журнал «Компьютерра» от 2 декабря 2008 года в ответ на поднятую в одной из статей тему об Интернет-зависимости. Опубликовано (частично) в предпоследнем декабрьском выпуске 2008 года бумажного журнала и (целиком) в разделе Readitorial на сайте Computerra.ru, что явило следствием бурное обсуждение в комментариях и написание статьи «вдогонку» другим читателем.

Здравствуй, Компьютерра. Вот письмо без содержания, но с послесловием.

P.S. Меня терзают смутные сомнения, что Интернет-зависимость единогласно зачисли в стан наркомании, алкоголизма и прочих зависимостей. Они все-де вредят здоровью и отключают человека от «нормальной жизни». Не скажу ни слова в защиту алкоголизма и наркомании, а вот за Интернет заступлюсь: кто так однозначно определил, что для тебя лично есть «нормальная жизнь»? Семья-любовь, здоровье-спорт, работа-деньги? Общечеловеческие ценности — это, конечно, замечательно, но «общечеловеческими» они уже перестали быть в тот момент, когда (утрирую) один первобытный человек отправился на охоту, а другой — по грибы. Но и по сей день он (уже эволюционировавший) пытается усреднить своих собратьев, дабы, не мудрствуя лукаво, окрестить все девиации словом «плохо». Наркомания — плохо. Алкоголизм — плохо. Жизнь у компьютера — плохо... Стоп! Чем «плоха» жизнь у компьютера? Отсутствием физической нагрузки, искажённым восприятием мира, проблемами с социальной идентификацией... Т.е. нанесением «вреда» организму и психике, когда-то давно заточенным под коллективное лазанье по деревьям в тропических лесах. Мол, лазаешь ты теперь плохенько, и вообще один, а не стадом. По сути к этому же сводятся остальные «зависимости». Но! Тогда почему бы не причислить к «зависимым» аквалангистов, альпинистов и лётчиков, чей организм подвергается уж точно не свойственным ему нагрузкам, или поэтов, одиноко строчащих стихи ночи напролёт вместо хождения по фитнесам с неотъемлемыми «бла-бла-бла»? Почему бы не обвинить в «зависимости» маниакальных кинорежиссёров, одержимых музыкантов и талантливых фотографов? Нет, не потому что без них жизнь была бы невзрачна и скучна, как офисный кьюбикл; а лишь потому что все эти вещи уже знакомы нашим современникам, привычны и не окрещены как «плохие» принимающим их поколением. «Головокружение от апгрейдов» рано или поздно превращается в головную боль для любого человека, который когда-то по задумке природы рождался и умирал в одном и том же лесу рядом с одним и тем же деревом. Но как когда-то мини-юбки отвоевали право на жизнь, поборов публичное порицание и из «плохо» превратившись в «хорошо», так и фраза: «Да-да, я тоже борюсь с Интернет-зависимостью!» — скоро будет вызывать не сочувствие, а недоумение... Ведь не видно в «Компьютерре» писем со словами: «Да, и я борюсь с поездами, телефонами и электрочайниками!»

Тогда почему бы не причислить к «зависимым» аквалангистов, альпинистов и лётчиков, чей организм подвергается уж точно не свойственным ему нагрузкам, или поэтов, одиноко строчащих стихи ночи напролёт вместо хождения по фитнесам с неотъемлемыми «бла-бла-бла»?

Что же до вреда любой «зависимости»... Социальные сети в современном текстовом виде уже затронули проблему самоидентификации личности в то-ли-он-то-ли-оффлайновой среде; будущее за Скайпами, видеоконференциями и пр. Если экстраполировать мысль, рано или поздно получим Матрицу. Которая будет всячески осуждаться и называться словом «плохо» до того момента, пока кто-нибудь не поймёт, что правила игры, придуманные для лазанья по деревьям и жёстко заданные изначально, именуемые телом и сильно портящие жизнь в мире реальном, не имеют никакого смысла в Матрице. Что уже само по себе — веский повод туда переселиться (дабы, избавившись от надоедливого разнообразия, наконец уравнять себя с собратом).

Что же касается второй проблемы, то в случае «интеграции» (читай — вживления) всех необходимых функций в человека она отпадёт сама собой. Отсутствие привязки к месту делает из компьютерщика свободную птицу, которой не приходится выбирать между «погонять мяч во дворе» и «погонять мяч в FIFA». Ноутбуки, КПК, смартфоны уже есть, будущее (если верить «Терре», а почему бы ей не верить?) за Augmented Reality. Кто первый в очередь на киборгизацию?..

Кстати, наркомания и алкоголизм исчезнут в тот момент, когда появятся альтернативные источники равнозначного удовольствия (под «удовольствием» — предупреждаю — понимаю и сиюминутную возможность уйти от реальности). Компьютерные технологии сюда уже метят, но пока слишком ощутима разница в ощущениях, цене и, эммм... комфорте потребления. Однако рано или поздно... Ну, вы поняли. А в вопросе официального признания личностей, нашедших смысл жизни в получении удовольствия, уже можно надеяться на Голландию.

P.P.S. Для человека, мыслящего компьютерным паттерном «если — то», ужасы psyop не являются чем-либо новым. Более того, подобный жёсткий логический образ мышления уже предполагает подсознательное (или сознательное) планирование собственного ближайшего будущего. То есть совершение действий, которые Лукьяненко когда-то определил как «проследить линии вероятности».

Чистая логика запугивает больше, чем грязная ложь!

Проще говоря, если я пойду пешком, я замёрзну; если я замёрзну, я заболею; если я сяду за руль, я буду нервничать, следя за дорогой, и рискую попасть в аварию; если я буду соблюдать ПДД, я буду провоцировать аварийные ситуации, если нет — рискую нарваться на служителей жезла и пожертвовать им n-ную сумму денег, а заодно и душевное спокойствие и т.д. и т.п. Вероятность неблагоприятного исхода в случае «остаться дома» в разы меньше, и потому, «проследив линии вероятности», подобно мыслящий человек там и остаётся. Скорее всего, чтобы бороться с Интернет-зависимостью, ибо любая желтая пресса (а другой почти и не осталось) ему скучна: предположить исход любого из описанных случаев можно с точностью до 90%, а нервы, растрачиваемые на непрерывный анализ всего и вся, и так уже ни к черту. Так что какое тут запугивание? Чистая логика запугивает больше, чем грязная ложь!

Вот такой он, этот безумный, безумный, безумный мир...

P.P.P.S. Отсюда вопрос: если информация — хотя нет, всё же данные; информация есть полезные данные — если данные предсказуемы, зачем их вообще получать, допустим, из того же Интернета? Хорошо, чтобы проверить свою «аналитическую базу» по «линиям вероятности» на up-to-date-ность; вот только спрашивается, какое тебе дело до имени последнего лауреата Шнобелевской премии? Или до самой маленькой в мире собаки, до самой жирной кошки, до сомалийских пиратов, до взрывов в Индии, до фотографий льда с Марса? Как так, это же все «не одно и то же»! Конечно, тебе, сферическому менеджеру в вакууме, пираты и взрывы важнее кошек и Марса: они самым непосредственным образом скажутся на твоем повседневном быту, на вкусе пельменей и степени прожаренности яичницы. Поэтому нужно с упоением присасываться к любым источникам жизненно важных данных — от радио до Интернета — и страдать, и изводиться, какие же неприятности творятся в мире. Ощущая свою сопричастность чему-то великому и получая моральное удовлетворение параллельно с замусориванием и замыливанием своего внутреннего «я». Кто-то скажет, мол, этим человек и отличается от машины — использует не (всё) то, что надо, а то, что хочется... Стоп! Использует ли? Оглянись — кто ты — мусорное ведро с сокрытым алмазом внутри, которое, и не подозревая о ценном содержимом, опустошат в конце жизни в ближайшую канаву, или яблоня, что впитает в себя всё полезное, что смогла найти, и будет и плодоносить, и глаз радовать? Вот с этого и стоило бы начинать борьбу с любыми «зависимостями» — с фильтрации, с сознательного отказа от яда.

Ибо не все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Оно нас набивает. И душит...

P.P.P.P.S. Возрождение неприятия техники неизбежно.

Иногда хочется уйти в лес. Чтобы взять топор, подойти к дереву и срубить его. И чтобы дерево упало, а не зависло в воздухе; чтобы не осталось стоять на месте как ни в чём не бывало, поскольку его уже долбит дятел; чтобы не закрылось, выполнив недопустимую операцию; чтобы упало целиком и сразу, а не ствол отдельно, а ветви через полчаса; чтобы упало только оно, а не весь лес целиком, похоронив под собой лесника, его дом и верного пса.

Иногда хочется уйти в лес. Чтобы взять топор, подойти к дереву и срубить его. И чтобы дерево упало, а не зависло в воздухе...

Перебороть неприятие техники можно будет только тогда, когда последняя начнёт вести себя абсолютно предсказуемо, так, как задумывалось, в соответствии с привычной человеку реальностью (либо, на худой конец, с универсальной новой «виртуальностью»). Когда перестанет быть самой умной, по умолчанию разгоняя систему и вешая ее; когда будет знать, сколько вольт нужно подавать на память, чтобы та работала. Когда в ней дерево можно будет срубить, выкорчевать, сжечь и посадить два новых, а можно — что-нибудь своё. И оно при этом НЕ БУДЕТ спрашивать, что же именно ты хочешь с ним сделать, потому что этот подход ущербен: он конфликтует с мозгом неподготовленного человека, каких, увы, большинство. Как только техника станет обладать интеллектом хотя бы ребенка и научится понимать пользователя, она может спрашивать, что же именно пользователь от неё хочет, но не ранее того. В противном случае необходимо получение прав на пользование компьютером по аналогии с автомобильными: ведь вы же учите, где газ и тормоз, где включаются фары и дворники, прежде чем выехать на улицу (даже если права куплены), дабы избежать ДТП. Тогда почему бы вам не выучить, наконец, чем браузер отличается от Интернета, почта от Аськи и что такое архив и ярлык?! Просто потому что «компьютерно-пользовательское происшествие» не несёт за собой почти никаких финансовых, моральных и материальных потерь с вашей стороны? А как насчет нервов и потерь рабочего времени вас и вашего сисадмина, коллеги, контрагента? Или потому что нельзя разбить компьютер вдребезги, сломать шею и остаться инвалидом на всю жизнь? Увы, эти слова не для читателей «Компьютерры», а другие и не услышат...

В конце концов, когда техника будет НАДЁЖНОЙ, как дерево: срубил — упало. Заодно, может, аналогично начнут вести себя и люди, а то ведь дурной пример заразителен...

P^5.S. Спасибо за фото однокурсников в статье про iPhone — приятно удивило.

P^6.S. Сколько себя помню, всегда находил приходившие в голову и долго вынашиваемые «оригинальные» идеи через день-месяц-год где-нибудь в журнале-книге-рекламе. Либо мысли мои банальны, либо их кто-то удалённо считывает. Хотелось бы, конечно, верить во второе, но... В общем, излишне прогрессирующие «пэпээсы» — не плагиат.

P^7.S. Во время санации шкафа обнаружил стопку «Терр» за 2006 год. Вроде всего 2 года прошло, а разница чувствуется: современный Pentium 4 HT... 4-мегапиксельные камеры за смешные 77 долларов... Ёмкие диски на 320ГБ... В 2008 году будет, в 2009 году будет... Даже любопытно, какая часть этих проектов действительно «стала». А ещё — удалось ли собрать обратно расчлененную тогда ради науки цифромыльницу? В конце статьи указано — спрашивать в редакции.

P^8.S. Всегда было интересно, как вы так подгоняете письма в «Письмоносец», чтобы получалось ровно на А4?..

Спасибо за терпение,
полжизни как читатель «Компьютерры»
Константин Крыловский

автор: Константин Крыловский ~ дата: 2 декабря 2008 г.