«Каталог современного искусства» на самом деле не является каталогом; это генератор произведений искусства — система баз данных, с помощью которой случайным образом создаются предметы искусства и отзывы на них. Любые возможные совпадения с реальными личностями и предметами искусства также являются случайными — и только подтверждают постмодернистское представление о том, что «всё уже придумано до нас».
В любой последовательности случайностей человек отыщет закономерность.
Современное искусство похоже на астрологию и на фондовый рынок. На первое — потому что если сказать много общих заумных слов, то человек сумеет самостоятельно применить их к необходимому явлению или предмету; на второе — потому что в своём выдуманном мире по обоюдному согласию люди платят друг другу невероятные деньги за воздух. Пройдя в своё время этапы раздвижения границ и освоив новые пространства, искусство не без помощи науки отобрало объективно лучшее из достигнутого и дало начало дизайну — чтобы тут же пасть его жертвой и отступить на второй план.
Когда хочешь поверить во что угодно, поверишь во что угодно.
Но искусство в лице неформатных художников, арт-критиков и всяческих торговцев-посредников не желает отдавать свой кусок пирога, и потому активно прибегает к психологическим трюкам из мира рекламы, чтобы найти что-то, что превозносило бы его над дизайном — возможно, уже на каком-то ином уровне. Определённой доле потребителей искусства такая игра в «голого короля», предлагающая доступное приобщение к великому, оказалась выгодна; другая, не обладая критическим мышлением, по инерции заглотила наживку; третья поставила адекватность такого подхода под сомнение и начала уверенно называть искусством саму популярную культуру, плотно следующую за развитием технологий и потому теперь самостоятельно выполняющую те функции раздвижения границ, что раньше были возложены на искусство.
Если сказавший нечто известен, то сказанное им истинно.
Медиаарт-проект «Каталог современного искусства» — это размышление над реальной содержательностью и значимостью предметов (и явлений) современного искусства, которым институция приписывает самые невероятные качества, подводя под это основательные теории. Действительно ли кучка мусора может раскрыть зрителю тайны мироздания, или это результат умелого копирайтинга? Стоят ли две каракули сотни тысяч долларов, или это следствие продуманной рекламной кампании? Искренен ли художник в своих провокационных художественных жестах, или же не останавливается ни перед чем в погоне за славой и деньгами? Насколько ценно произведение, которое может быть придумано с помощью генератора случайных чисел? Найти ответы на эти вопросы, взглянув на сферическое современное искусство в вакууме, может помочь наш автоматический генератор искусства, предлагающий столь же некритично и доверительно оценить случайно сгенерированные артефакты и комментарии к ним, которые так похожи на настоящие.
© 2016 Константин Крыловский