к оглавлению
Статьи — Такаси Мураками и отаку-культура

Статья для журнала «Артикульт» №25 (1-2017); скачать PDF-версию

Искусство Такаси Мураками

От старого к новому

Такаси Мураками, прозванный «японским Уорхоллом», родился в 1962-м году — тогда же, когда мир увидел «Банки с супом "Кэмпбелл"», а группа Гутай находилась в середине своего творческого пути. В 60-е в Японии появляются первые аниме-телесериалы, такие как «Астро Бой» и «Спиди-гонщик», Йоко Оно представляет свои «флюксфильмы»; на 70-е — юность Мураками — приходится пора экспериментов, а также активное развитие жанра «меха» и основание «Комикета» — ярмарки любительской манги.

В 80-е Мураками, намеревавшийся стать аниматором, изучает в Токийском университете искусств традиционную японскую живопись «нихонга», в то время как индустрия аниме (особенно в сегменте научной фантастики) демонстрирует бурный рост и отаку заявляют о себе. В 90-е, получив PhD в той же области, Мураками сталкивается с ограничениями традиционного искусства и обращается к современному, проявляя себя, однако, как художник, критикующий общество Японии, которое постоянно заимствует западные тенденции; в 1995-м выпускаются две культовые аниме-работы — противоречивый глубоко психологичный «Евангелион нового поколения» и философичный «Призрак в доспехах».

Такаси Мураками — 727
Работа «727»: Доб-кун встречает «Большую волну в Канагаве» Кацусики Хокусая

Посетив в середине 90-х США, Мураками определяется со стратегией собственного продвижения и собственными целями: из-за отсутствия надёжного арт-рынка в послевоенной Японии, он сначала экспортирует себя на Запад, а затем импортирует обратно в Японию (которая охотно принимает всё западное), попутно выстраивая сам арт-рынок. Мураками организует небольшую студию в Нью-Йорке, а следом «Фабрику Хиропон» и в Японии, и в США (несмотря на параллель с «Фабрикой» Энди Уорхола, поначалу та представляла собой лишь небольшую мастерскую с подмастерьями, помогавшими с созданием картин и скульптур); в 2001-м году, когда у Мураками состоялась персональная выставка в Музее современного искусства в Токио, он зарегистрировал компанию Kaikai Kiki Co., Ltd., в которой на сегодняшний день занимаются не только крупномасштабным производством предметов искусства, но также продвижением молодых художников, проведением ярмарки искусств GEISAI и даже анимацией.

следующая страница: Искусство Такаси Мураками: Видение отаку-культуры

предыдущая страница: «Высокое», «низкое», «отаку»: Отаку-культура

Текст статьи: © Константин Крыловский, 2016—2017.
Права на опубликованные изображения принадлежит их авторам или законным владельцам.
Изображения публикуются в целях исследования и обучения.

оглавление библиография копирайт

Пожалуйста, не перекопируйте текст статьи. Если вы хотите поделиться информацией, поставьте ссылку на страницу:
http://www.ideaura.com/takashi_murakami/from_old_to_new.php